Особенности организации прогулки в летний оздоровительный период, в том числе с выходом за территорию учреждения дошкольного образования
В период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий. Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями. Такие прогулки наиболее благоприятны для здоровья детей. Прогулки по маршруту проводятся 1-2 раза в неделю в первой половине дня для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста. Продолжительность прогулки для старших дошкольников не должна превышать 30-40 минут в один конец, длина пути – не более 1,5-2 км в один конец; для детей среднего возраста – не более 1,5 км. Через каждые 20-25 минут пути (в среднем-10-15 минут) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5-10 минут. Педагог проверяет одежду, обувь детей, общее состояние, просит описать то, что они видели по дороге. Место отдыха должно располагаться в тени и иметь хороший обзор.
По улице, через дорогу дети идут парами; в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек. Это не утомляет детей и дает возможность общаться, лучше рассматривать окружающее пространство. В лесу дошкольники двигаются цепочкой друг за другом в целях безопасности. С ними всегда находится один взрослый (из расчёта на 10 детей). На конечном пункте делается привал длительностью 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения, беседы, игры. В прогулках-походах принимают участие старшая медсестра, музыкальный и физкультурный руководители.
Каждый поход заранее планируется, исследуется маршрут, продумываются виды движений. Поход отличается от прогулки тем, что есть точный маршрут, определённое количество привалов, определено время в пути, на привале. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к походу «гибко», исходя из самочувствия детей.
Рекомендации по подготовке и проведению прогулок по маршруту
Прогулка-поход организуется только после тщательного изучения маршрута, подбора его содержания.
Взрослые должны:
-хорошо знать ягоды, грибы, растения данной местности для формирования представлений детей и в целях их безопасности;
-учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной);
-определить оптимальное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности;
- знать и соблюдать правила дорожного движения.
Педагог вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение, например:
Оборудование для прогулки-похода: рюкзаки, коврики, салфетки для рук, корзиночки, лопатки, книги, мячи, скакалки, бадминтон, городки и т.д., емкость с водой, аптечка, эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую часть улицы.
Содержание аптечки
Вата, бинты стерильные и простые, йод, зеленка, вазелин, 1 % р-р марганца, сода питьевая, настойка валерианы
(детям 5-7 капель), нашатырный спирт.
Заранее необходимо:
Продумать одежду детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
Провести с детьми беседу о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
Согласовать план и маршрут с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
Известить родителей о времени проведения похода.
Узнать прогноз погоды на день похода.
Сформировать содержание аптечки, узнать правила пользования ею.
К каждому походу составляется сценарий, в котором указывается: место проведения, время отправления, длительность прогулки.
Деятельность детей на привалах может включать в себя:
-наблюдения за объектами природы,
-дидактические, подвижные игры,
- чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
- экспериментальную и практическую работу;
- формирование умений ориентироваться на местности и др.
Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и места для привалов (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (расстояние между привалами) и его продолжительность по времени.
План и маршрут похода согласовываются с медицинским работником, заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности.
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.
При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.