Мы играем!

Деревца
Вокруг нескольких деревьев завязывают цветные ленточки. Каждый ребенок стоит, прислонившись к дереву – в домике. Один из ребят водит, стоя в центре, он дает знак. Для остальных игроков это сигнал быстро разбежаться, чтобы успеть добежать до другого дерева. Если за это время ведущий успел занять свободное дерево, то игрок, которому не хватило домика, становится ведущим.

 Платочек
Дети садятся в круг, между каждым из игроков расстояние не менее, чем два шага. У водящего в руках платочек. Он обходит всех участников по кругу с наружной стороны, за спиной у одного из них, он незаметно оставляет платочек. И здесь начинается самое интересное: тот игрок, возле которого оставили платочек, бросается в погоню за водящим, водящий же должен, убегая от преследователя, занять его же место. Когда он его все же занимает, преследователь становится водящим.

Колечко
Все садятся плотно друг к другу, каждый складывает перед собой вместе две ладошки.
Водящий в сложенных ладонях зажимает колечко и этими ладонями протискивается между ладонями каждого из участников, у одного из них водящий оставляет колечко. Он старается сделать это как можно более незаметно для остальных, при этом использует ложные приемы – задерживается чуть дольше возле одного из участников, или прикрикивая
на другого – «Держи!».
Как только водящий пройдет таким манером всех участников, он выкрикивает «Колечко, колечко – выйди на крылечко!», тот, у кого колечко должен вскочить, остальные же должны удержать его. Если участник с колечком все же вскочил, тогда водящим становиться он, если ему не дали выскочить, водящий остается прежним, игра продолжается.


Светофор
Выбирается место – любое ограниченное чем-либо пространство, одна сторона которого 20-30 шагов, другая 10-15 шагов.
Все участники становятся в шеренгу. Водящий – в центре площадки называет цвет, например: «Зеленый». Те участники, на которых надето или у них есть при себе что-то зеленое – спокойно переходят к противоположному краю площадки, держась за ЭТО зеленое. Остальные должны перебежать на другую сторону, не будучи осаленными водящим. Водящий следит и за одними – чтобы не мухлевали, и за вторыми, чтобы не проскочили.
Когда он ловит кого-то, то с пойманным они меняются местами, если словить никого не удалось водящий загадывает новый цвет. Цвета, договариваются, чтобы не повторялись, за границу игровой площадки убегать нельзя.


Пустое место
По жребию один из участников объявляется лишним. Все остальные становятся по кругу лицом к центру на расстоянии примерно одного шага друг от друга. Затем лишний движется по внешней стороне круга и приговаривает: «Я иду, иду, иду, да кому-то на беду. Кого стукну – убегу. Только выбрать не могу». Наконец 
он слегка хлопает по спине кого-либо из игроков, и с этого момента они оба становятся соперниками, потому что задача каждого оббежать круг, чтобы занять свободное место, причем один оббегает круг по часовой стрелке, а другой – против. После этого все повторяется, и проигравший вновь движется по кругу за спинами товарищей со словами: «Я иду, иду...»

  
Цепи кованные
Участники встают в две «цепи» напротив друг друга, взявшись за руки. Одна «цепь» кричит: «Цепи кованные – раскуйте нас». Вторая «цепь» спрашивает: «Кем из нас?». Называют имя одного из ребят. Он разбегается и, выбрав слабое звено, пытается рассоединить руки. Если удалось «разбить» цепь – он уводит одного участника в свою цепь. Если не удалось – остается в не разбитой им «цепи».

Испорченный телефон
Первый игрок быстро произносит на ухо соседу любое слово. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал следующему игроку. Когда слово обойдет круг, последний игрок его называет. Очень редко слово соответствует изначальному варианту.

 «Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

                                                     ИГРЫ С ЦВЕТНЫМИ МЕЛКАМИ 

          1. Можно устроить конкурс рисунков на заданную тему. Сложность темы должна соответствовать возрасту участников. Естественно, что победить должна дружба. Хорошо, если вы заранее позаботитесь о памятных недорогих подарочках для ребятишек. 

         2. Мелками можно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги. Из получившихся силуэтов можно составлять рисунки и потом их раскрашивать или зашриховывать. 

Более приемлемый вариант - обвести и раскрасить тень. Тень можно обводить в одном и том же месте, но в разное время дня (при условии, что солнечный день). Таким образом, ребенок получит представление, как изменяется тень в зависимости от расположения солнца. 

         3. Изготовьте заранее трафареты из толстого картона. Теперь можно рисовать по трафарету разные картинки мелками или писать слова из букв.

         4. Наметьте точками контуры рисунка на асфальте, и пусть ребенок обведет его сплошной линией.

         5. Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т.д. 

         6.  Еще одна интересная игра, которая развивает связную речь и воображение. Один из участников игры рисует по своему усмотрению 3-4 предмета (любых), а другой должен придумать и рассказать по ним историю. Потом можно поменяться ролями.

        7. Если рядом есть лужа или любой другой источник воды, то пусть ребенок намочит мел, и попробует рисовать мокрым мелом. Он получит совершенно новые ощущения. Примечание: предварительное замачивание мелков в воде с добавлением сахара сделает цвета более яркими, а сами мелки более прочными. Можете проверить! 

       8. Если у вас есть водяной пистолет, то ребенку может понравиться смывать струей воды из пистолета свои художества со стен или асфальта. 

      9. Интересно рисовать рисунки с продолжением. То есть на следующий день вы дорисовываете начатый рисунок. 

      10. А еще можно рисовать комиксы. 

       11. Мелками можно писать надписи на асфальте друзьям. Например, если к вам на дачу должны приехать гости, напишите у ворот какое-нибудь приветствие для них. 

        12. Взрослый рисует извилистую дорожку, а ребенок должен пройти по ней, не наступая на границы линий. Еще по такой дорожке интересно катать машинку на веревочке или ездить на велосипеде. Можно на дороге изобразить препятствия, которые надо будет перепрыгивать или объезжать. Можно нарисовать настоящий лабиринт, из которого малышу надо будет найти выход. Чтобы стены лабиринта получились ровными, возьмите веревку и привяжите к ее концам что-нибудь достаточно тяжелое (например, камушки). Используйте веревку при рисовании стен лабиринта: натяните ее и по ней прочертите прямую линию. 

        13. Нарисуйте на асфальте кружочки и пусть ребенок прыгает как лягушка с одного "листочка" на "другой". 

      14. Продолжим известную фразу "Когда я был маленьким ... " я тоже играл в классики. Тогда мы все делали сами, сами делали биты из коробочек из-под обувного крема, насыпали в них песок. Главное было сделать биту нужного веса. Сейчас нет у детей такого повального увлечения классиками. А ведь это очень хорошая игра, развивает координацию движений и чувство равновесия. Тряхнем стариной, покажим нашим детям, как мы играли в классики и обучим их этой игре. Может быть, вернется эта игра в наши дворы? 


     Существует множество вариантов этой игры, в каждом городе, а по сути, в каждом дворе были свои особенности. Для начала игры необходимо расчертить поле из 10-и клеток. Такая таблица - 5 рядов по 2-е клеточки. Нумерация с левой нижней клеточки (класса) до левой верхней (от одного до пяти) и продолжается с правого верхнего класса до правого нижнего класса (от шести до десяти). В игре участвуют несколько человек. Первый игрок начинает игру броском биты в клеточку номер 1 - первый класс. Игроку надо "пропинать" биту по всем клеточкам - классам, прыгая на одной ноге. В одних вариантах ногу можно менять, в других нет, но нельзя одновременно касаться земли двумя ногами. Даже легкое касание второй ногой - переход хода к другому игроку. Ход переходит к следующему игроку и в случае, если бита оказывается на линии или вылетает за пределы классиков, или нарушается очередность прохождения клеточек - классов. Игрок, сделавший полный проход по классикам первый раз, переходит во второй класс и начинает новый проход, бросая биту в клеточку с номером 2. И так далее, до того, пока не будут пройдены все классы. Выигрывает тот, кто первым проходит все классы. 

       Для маленьких детей можно придумать упрощенные варианты: с меньшим количество классов, с возможностью просто шагать из клеточки в клеточку. Постепенно игру нужно усложнять - дать ребенку биту, пусть пробует ее пинать из классика в классик. Затем можно учить его бросать биту в нужную клеточку и т.д. Когда увидите, что ребенок освоил эти приемы, учите его прыгать на одной ножке по классикам. Играйте в эту игру вместе с ребенком, гарантирую, что вы оба получите массу удовольствия. 

       15. Еще можно потренироваться в меткости. Начертите мелом на асфальте круг-мишень и бросайте в него по очереди камешки или шишки. Либо можно начертить большой квадрат и разделить его на 9 маленьких квадратиков. У каждого из играющих должны быть свои фишки (это могут быть разукрашенные камешки) С определенного расстояния надо по очереди бросать камни в сетку. Цель такая же, как в игре в крестики нолики - занять своими фишками весь ряд по горизонтали, вертикали или диагонали. Если фишка попадает на разделительную полосу или на квадратик, уже занятый фишкой противника, то она удаляется с поля, а ход переход ко второму участнику. 

       16. Можно развлечь веселой игрой "Грибной дождик", которая является разновидностью известного конкурса "Музыкальные стулья". До начала игры на площадке нужно нарисовать большие круги, количество которых должно быть на единицу меньше количества играющих детей. Ведущий объявляет, что круги - это шляпки грибов, а игроки - лесные зверушки, которые прячутся под грибами, когда начинается дождик. По команде "Солнышко!" игроки начинают бегать вокруг кругов, а когда ведущий крикнет: "Дождик!", малыши должны спрятаться под грибок, то есть занять свободный кружок. Тому, кто не успеет это сделать, придется выйти из игры. После каждого этапа ведущий берет мел и зачеркивает один круг, поясняя, что этот гриб сорвал грибник и положил к себе в корзинку, поэтому под него прятаться уже нельзя. Победитель игры – игрок, который занял последний домик.  Вместе с мелками можно заниматься математикой, изучать алфавит и массу других полезных вещей. И все это весело и в игре! 

       17. Нарисуйте мелками разных цветов буквы и цифры на асфальте (сделайте их разного размера). По вашей команде пусть ребенок находит нужную букву (цифру) и прыгает на нее. Только не забудьте, что букву надо называть как звук, например, "б", а не "бэ". А если малыш уже хорошо знает буквы и как раз сейчас учится читать, предложите ему “писать” простые слова собственными ножками. Ну-ка, давай напишем, как тебя зовут. Маша. Какая первая буква? Ребенок становится на букву “м”, затем перебегает к букве “а” и т.д. Такая игра научит малыша выделять в слове отдельные звуки, потренирует внимание и наблюдательность. 

        18. Нарисуйте разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предложите прыгать с одного на другой, как зайчик, называя цвета. Или можно нарисовать фигуры одним цветом, но сделать их разной формы (круг, квадрат, треугольник). Пусть малыш прыгает и называет форму фигур. 

      19. Нарисуйте большие буквы. Спросите у ребенка, какая буква здесь нарисована, и предложите ему пройтись ножками по контуру изображенной буквы. Точно также можно играть и с геометрическими фигурами (бегать по кругу, ходить по сторонам квадрата или треугольника). 

      20. Подарок для буквы. Взрослый рисует разные буквы, а ребенок рядом с каждой буквой рисует подарок для нее - предмет, название которого начинается с этой буквы. Например, букве "А" можно подарить апельсин, а букве "В" - ведерко. 

       21. Хорошая идея - попробовать вместе с ребенком нарисовать карту вашей квартиры или двора. Такое занятие развивает пространственное мышление и память. 

      22. Логические последовательности - вы рисуете логическую последовательность, состоящую из двух или трех элементов, а ребенок должен ее продолжить. Пример: ААБААБА... 

       23. Вы рисуете фигуру, а ребенок должен разделить ее на 2, 3 или 4 равные части. 

      24. Мальчикам будет интересно рисовать автомобильные дороги, парковки, гаражи для своих игрушечных машинок, девочкам - домики для кукол (с мебелью и другими необходимыми для игры атрибутами) или, например, зоопарк для маленьких игрушечных животных. 

      25. Еще на асфальте можно играть в крестики-нолики. 

      26. Поиск сокровищ-1. Нарисуйте на асфальте квадрат, разделите его на 4 равных квадрата меньшего размера. В каждом маленьком квадратике нарисуйте какой-то предмет, который ребенок должен будет найти. Ребенок ищет предметы и закрывает ими квадратики. В эту игру можно играть и большой компанией детей, разделив их на две команды. Каждая команда заполняет свой квадратик. Выигрывает та команда, которая быстрей найдет все предметы. 

        27. Поиск сокровищ-2. Спрячьте где-нибудь во дворе "клад". Нарисуйте мелом стрелки-подсказки, по которым ребенок должен будет найти сокровище. Рисовать подсказки можно не только на горизонтальных, но и на вертикальных поверхностях (деревьях, заборах и т.п.). 

      28. Следы животных и птиц. Найдите с ребенком в интернете или энциклопедии следы разных животных и изобразите дорожки из следов на асфальте. Игра состоит в том, чтобы по очереди проходить по этим дорожкам, изображая то животное, по следам которого вы идете.

                                                                  ИГРЫ ДЛЯ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ! 

На подготовку - 5 минут 

Для такого случая взрослым хорошо бы иметь про запас несколько игр, для которых годятся обычные домашние вещи. Их можно по-разному сортировать, делить на группы, обсуждать свойства этих предметов. Минимум подготовки — и огромная польза для развития ребенка!

 ИГРА 1 Подходит — не подходит

Научите ребенка подбирать соответствующие предметы, а потом посмотрите, сможет ли он устроить такую же игру для вас!

 Что понадобится:
      Предметы, которые подходят один к другому, например ботинок и носок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мыло и мочалка, зубная паста и щетка, расческа и резинка для волос и т.д.
    Подберите несколько пар предметов, которые подходят друг к другу, но не одинаковы. Разделите предметы и разложите в две кучки.
Поместите первую кучку на пол или на стол перед ребенком. Возьмите предмет из второй кучки и покажите ребенку. Пусть он выберет из первой кучки соответствующий ему предмет.
Отложите подобранную пару в сторону и выберите следующий предмет. Продолжайте, пока он не соберет все пары.
Обсудите с ребенком, почему эти предметы подходят один к другому и чем они отличаются.
Предложите ребенку самому подобрать пары предметов и поиграть с вами!
Варианты игры. Положите все предметы вместе на пол или на стол и предложите ребенку решить, какие из них подходят друг другу.

Осваиваемые навыки:
Навыки классификации
Когнитивные / мыслительные навыки
Развитие речи и словарного запаса
Навыки сопоставления
Определи на ощупь

ИГРА 2

Что понадобится:
      Несколько предметов, помещающихся в ладони, разных на ощупь, например мягкая игрушка, мочалка, чашка, печенье, мячик и т.д.
Бумажный пакет
Повязка на глаза (по желанию)
Подберите несколько различных на ощупь и по форме предметов и сложите их в бумажный пакет. Сядьте с ребенком на полу лицом друг к другу. Завяжите ему глаза или попросите его закрыть их.  Достаньте один из предметов из пакета и положите в руку ребенка. Попросите его тщательно ощупать предмет и угадать что это такое. Если ему сложно догадаться, дайте подсказки.
Варианты игры. Чтобы ребенку было легче, покажите ему предметы, прежде чем завязать глаза, и далее следуйте вышеприведенным инструкциям.

Осваиваемые навыки:
Навыки классификации
Мелкая моторика
Ловкость рук
Мысленное воспроизведение образов
Решение задач / проблем
Что делает?
Эта игра способствует одновременно как умственному, так и физическому развитию ребенка.

 ИГРА 3

 Что понадобится:
      Предметы, имеющие практическое назначение, например веревка, мячик, одеяло, кирпич, ложка, шляпа, полотенце и т.д.

   Подберите несколько предметов, имеющих те или иные функции. Положите их на пол между вами и ребенком. Выберите один предмет (например мяч) и спросите у ребенка: «Что делает мячик?». Пусть он скажет, что делает этот предмет, а потом покажет!
   Возможно, ребенок сможет назвать больше чем одну функцию предмета. Например, мячик может прыгать, катиться, на нем можно сидеть, его можно ловить и т.д. Выберите следующий объект и повторите.
Варианты игры. Ребенок сам может выбрать несколько предметов, а вы объясните ему, что они делают. Не забудьте продемонстрировать все это!

Осваиваемые навыки:
Осознание собственного тела
Когнитивные / мыслительные навыки
Крупная и мелкая моторика
Социальное взаимодействие
Пространственное мышление
Расставь в ряд

ИГРА 4

 Что понадобится:
Предметы, которые можно расположить в определенной последовательности:
  кусочки мелков, от самых маленьких до самых больших;
 пуговицы, от самых маленьких до самых больших;
 палочки, от самых длинных до самых коротких;
 консервные банки, от самых маленьких до самых больших;
 игрушки, от самых маленьких до самых больших и т.п.
    Подберите несколько предметов, которые можно расположить в определенной последовательности. Сложите их в кучку в середине пола или стола. Сядьте напротив ребенка, чтобы кучка предметов была между вами. Объясните, как можно разложить эти предметы, от самого длинного до самого короткого, от самого маленького до самого большого, от самого темного до самого светлого или по любому другому удобному признаку. Попросите его разложить или расставить предметы в ряд.
      Если ему трудно, придумайте другой принцип организации и помогите ребенку разобраться, какой предмет за каким должен следовать. Подберите новую группу предметов и повторите.
Варианты игры. Вместо того чтобы просить ребенка расставлять предметы в ряд, предложите ему собрать их по группам согласно какому то иному принципу.

Осваиваемые навыки:
Причина и следствие
Когнитивные / мыслительные навыки
Мелкая моторика
Развитие речи и словарного запаса
Решение задач / проблем
Социальное взаимодействие
Выбери подобное

   Освоение навыков классификации — важная часть когнитивного развития ребенка. Предоставляйте ему как можно больше возможностей сортировать и отбирать разные предметы.

ИГРА 5 

 Что понадобится:
Формочки для кексов или упаковка от яиц
6–8 групп мелких предметов — пуговицы, крупы, бусины, бобы, монетки и т.д.
   Поставьте на стол формочки или упаковку. Сложите мелкие предметы в кучку рядом. Усадите ребенка за стол рядом с материалами для игры. Предложите ему взять один из предметов и положить в одно из углублений. После этого пусть возьмет другой предмет и решит, относится ли он к той же группе, что и первый, или ему требуется отдельное углубление. Обсудите с ним сходство и различия между предметами. Пусть ребенок рассортирует все оставшиеся предметы. После этого предложите ему посчитать предметы в каждом углублении, чтобы узнать, где их больше всего.
Варианты игры. Каждый раз, когда вы берете ребенка с собой в продуктовый магазин, сортируйте покупки вместе с ним на группы: мясо, овощи, коробки, пакеты, закуски, здоровая пища и т.д. Обсудите с ним, чем похожи и чем различаются эти продукты.

Осваиваемые навыки:
Навыки классификации
Когнитивные / мыслительные навыки
Развитие речи и словарного запаса
Математика / навыки счета
Решение задач / проблем